РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ»

06.12.2016 г. в соответствии с планом работы на 2016 год проведён региональный научно-практический семинар «Современные подходы к организации обучения математике и физике при реализации концепции развития математического образования в РФ». Семинар организован совместно с МОУ СОШ № 9 Павлово-Посадского муниципального района Московской области. Противоречия в подходах к организации школьного образовательного процесса, в частности, предметных областей «Математика и информатика» и «Естественнонаучные предметы» при традиционном обучении и при реализации требований ФГОС ООО к результатам обучения определили актуальность темы семинара. Семинар проведён с целью формирования профессиональных компетенций у учителей этих предметных областей, использования подходов, обеспечивающих личностное развитие учащихся, достижение требуемого уровня предметных и метапредметных результатов.

В семинаре приняли участие 111 учителей математики и информатики, естественнонаучной предметной области образовательных организаций, в том числе, молодые педагоги, руководители органов местного самоуправления, методисты и специалисты методических служб, заместители директоров по УВР МО, в частности, г. о. Балашиха, Воскресенского м. р., г. о. Железнодорожный, г. Красногорска, г. Ногинска, г. о. Орехово-Зуево, Орехово-Зуевского м. р., Павлово-Посадского м. р., г. Подольска, г. о. Фрязино, г. Химки, г. о. Электрогорска.

Семинар включал три взаимосвязанные части.

В первой части «Интеграция основного общего образования с дошкольным и дополнительным образованием» в семинарском пространстве

была организована демозона и размещены материалы о достижениях кафедры на информационных панелях. Для участников семинара в демозоне проведены мастер-классы: 1) Развитие познавательной сферы и ФЭМП у дошкольников с использованием игровых технологий (И. В. Плигина, заведующий; Е. Н. Гусева, педагог-психолог; Н. В. Горина, учитель-дефектолог; МДОУ детский сад № 27 «Родничок» Павлово-Посадского м. р. МО). 2) Формирование познавательных действий и логического мышления у дошкольников (С. А. Горшкова, заведующий; Д. Р. Шайхразиева, старший воспитатель; МДОУ детский сад № 22 «Семицветик» Павлово-Посадского м.р. МО); 3) Применение предметных и метапредметных результатов обучения математике и физике в техническом творчестве (В. В. Пронюшкин, директор МУ ДО СЮТ; В. М. Вершинин, педагог доп. образования; А. И. Загородний, педагог доп. образования; В. А. Бочаров, педагог доп. образования; В. А. Гуленков, педагог доп. образования; МУ ДО СЮТ Павлово-Посадского м. р. МО); 4) Применение математических знаний и умений в проектной деятельности (Н. А. Автономова, учитель начальных классов; МОУ СОШ № 9 Павлово-Посадского м. р. МО); 5) Формирование умений выполнения проектной деятельности при использовании робототехнического оборудования Lego (Е. М. Краснов, М. М. Краснова, учителя информатики; МОУ СОШ № 9 Павлово-Посадского м. р. МО).

Вторая – основная часть семинара «Современные подходы к организации обучения математике и физике при реализации требований ФГОС ООО» включала три блока: пленарное заседание, открытые мероприятия, секции.

С приветственным словом к участникам семинара обратились: М. В. Васильева, канд. пед. наук, заведующий кафедрой математических дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», президент Ассоциации учителей математики и физики; С. Ю. Аргунова, заместитель руководителя Администрации Павлово-Посадского муниципального района МО.

На пленарном заседании были заслушаны доклады: «Организация обучения в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области» (О. И. Некрасова); «Деятельность Ассоциации учителей физики и математики» (М. В. Васильева); «Школьное образование и подготовка учителей в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области» (Е. Г. Воробьева); «Урок как основной инструмент обеспечения всеобщей математической грамотности и высокой математической культуры» (Е. Л. Мардахаева); «Организация образовательного процесса в школе при реализации ФГОС ООО» (Т. Е. Андрюхина, А. А. Морозова).

Во втором блоке для участников семинара учителями Павлово-Посадского м. р. МО были проведены открытые мероприятия. Открытые уроки математики и физики: «Делители и кратные», 5 класс (М. П. Позднякова); «Десятичная запись дробных чисел», 5 класс (А. Н. Моисеенко); «Свободное падение тел», 7 класс (Е. Г. Рубцова); «Звук. Звуковые колебания», 10 класс (О. С. Никольская);

«Нахождение дроби от числа», 6 класс (Н. М. Хажилова, г. о. Балашиха). Интегрированные уроки: по математике и географии «Масштаб», 6 класс (Л. В. Мусина, А. Н. Колтунова); по английскому языку и информатике «Выбор профессии», 11 класс (Н. В. Семенова, М. М. Краснова). Мастер-классы: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики средствами мультипликации» (А. В. Боронина); «Создание анимированного gif изображения в графическом редакторе Gimp» (М. Н. Перевозникова).

В третьем блоке основной части работали секции: 1) Профессиональное становление учителя математики и физики для молодых педагогов; 2) Повышение мотивации у школьников к изучению математики, физики и информатики; 3) Формирование математической грамотности в рамках реализации Концепции развития математического образования в соответствии с ФГОС ООО; 4) Формирование естественнонаучной грамотности в рамках реализации требований ФГОС ООО.

В работе секций приняли участие: М. А. Бражников, к.п.н., старший научный сотрудник ИХФ РАН (Институт химической физики им. Н. Н. Семёнова, РАН), член редколлегии журнала «Физика» ИД «Первое сентября» (2011–2016), Соросовский учитель (1998); С. В. Винценц, канд. физ.-мат. наук, доцент; Л. В. Жирякова, победитель конкурса Губернатора МО «Лучший учитель-предметник», 2016 г.; в номинации «Математика»: И. С. Царьков, ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, Е. В. Эргле, заместитель руководителя Центра естественно-математического образования по продвижению издательства «Просвещение».

В рамках секций были представлены доклады сотрудников кафедры математических дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», ИМЦ Павлово-Посадского м. р. Московской области, учителей, методистов, директоров и зам. директоров образовательных организаций МО. Было обсуждено 38 докладов, в которых был представлен опыт организации обучения математике и физике при реализации концепции развития математического образования в РФ в Московской области.

В рамках педагогической гостиной «Профессиональное развитие педагога», третьей части семинара, ветераны образования посетили открытые мероприятия учителей МО с целью их погружения в знакомую среду и ознакомления с новыми подходами к организации обучения математике и физике. После этого в дружеской обстановке прошла встреча сотрудников Академии, членов Ассоциации учителей физики и математики с ветеранами образования, на которой ветераны образования поделились своими мнениями об уроках.

При подведении итогов семинара учителям, давшим открытые мероприятия и выступившим с докладами на секциях, вручены сертификаты.

Материалы семинара будут размещены на сайте ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» и на сайте МОУ СОШ № 9 – академической площадки

кафедры математических дисциплин Академии с целью обеспечения методическими материалами виртуальной стажировки.